Посмотреть JPEG-версию публикации
Долгое время казалось, что противостояние ламп и транзисторов в
звукоусилительной технике не закончится никогда. Соизмеримые по накалу
страстей баталии между поборниками той или иной идеологии можно
вспомнить разве что применительно к классам усиления, то бишь А или АВ.
Но вот появился класс D, и все изменилось. Он начал издалека, робко
приживаясь в автомобильных усилителях для сабвуферов. Затем стали
доступны готовые широкополосные усилительные модули, самые известные
из которых — Tripath и ICEpower.
Сегодня актуальность усилителей с широтно-импульсной модуляцией признал даже Mark Levinson. Модель №53 — первый ключевой усилитель за всю историю компании и первый же в нынешней референсной линейке, пришедший на смену легендарной модели №33 образца 1994 года. Но мы сегодня будем говорить о вещах более насущных и актуальных.
Компания NuForce родом из северной Калифорнии. Для такого сравнительно молодого производителя количество слухов и мнений относительно результатов их деятельности явно превышает все разумные пределы. Нам тоже стало безумно любопытно, и захотелось разобраться. Решив начать с конца, мы взяли на тестирование флагманский комплект, состоящий из 2-блочного предварительного усилителя P-9 и пары моноблоков Reference 9 V2 Special Edition, итого — четыре компактных корпуса размером со среднюю книгу каждый. Выглядит крайне интригующе!
Предварительный усилитель P 9
Демьен Мартин, выступивший в роли консультанта при создании этого аппарата, хорошо известен в аудиомире. Он был одним из отцов-основателей и главным инженером культовой американской компании Spectral Audio, чью продукцию использует в качестве эталонной сам Дэвид Уилсон, а уж ему-то есть из чего выбирать. Демьен, в частности, разработал предварительный усилитель DMC-10 (1980) и усилитель мощности DMA-100 (1982) — аппараты, ставшие настоящими иконами high end. Из других заметных фактов его биографии можно отметить сотрудничество с Monster Cable. Но вернемся к нашим коробочкам.
Усилитель представляет собой два идентичных по габаритам блока из анодированного алюминия. В одном из них располагается блок питания, обеспечивающий в общей сложности 3 стабилизированных линии, а также управляющий микропроцессор. По стандартному с виду 15-контактному кабелю для VGA-монитора он подключается непосредственно к блоку коммутации и усиления сигнала. Производитель, впрочем, утверждает, что, в отличие от типичного видеокабеля, в его варианте распаяны все контакты. Поверим на слово. На передней панели находятся две рукоятки (регулятор громкости и селектор входов) и монохромный ЖК-экран с подсветкой, на котором отображается выбранный вход и текущее значение громкости.
Во втором блоке находятся непосредственно усилительные каскады, а также аналоговый регулятор громкости на базе потенциометра Alps и реле селектора входов. Фактически громкость в этом усилителе можно регулировать тремя (!) способами: либо с помощью оригинального шестигранного пульта ДУ (самый привычный вариант), либо же одной из двух рукояток на передних панелях блоков. Первая посредством штанги напрямую связана с переменным резистором, а вторая является рукояткой энкодера, который, в свою очередь, отслеживает ее перемещения и через микропроцессор дает команду электромотору на соответствующее изменение громкости. Таким образом, громкость регулируется исключительно в аналоговой форме, и нигде на пути сигнала не используются цифровые схемы.
Сопротивление потенциометра - 10 кОм, что нетипично низко для подобного рода регуляторов. За счет столь небольшого номинала удалось существенно сократить потери полезного сигнала. Кроме этого, несмотря на логарифмическую шкалу его работы, микропроцессор запрограммирован таким образом, что при регулировке громкости посредством пульта или энкодера изменение громкости происходит линейно. При подключении источника с высоким выходным напряжением существует возможность ослабить коэффициент усиления на 3 дБ. Для этого в комплекте есть два джампера, которые нужно установить рядом с потенциометром, сняв верхнюю крышку коммутационного блока.
В распоряжении пользователя оказываются 5 пар небалансных входов (один из которых — транзитный, без возможности регулировки громкости) и две пары небалансных выходов (один из которых — на разъемах XLR). С целью более качественного заземления для крепления всех разъемов используется стальная пластина на задней панели.
Усилительный модуль каждого канала буквально “упакован” в медный короб с дополнительной термозащитой. Сделано это с целью увеличения температурной стабильности схемы и уменьшения возможности изменения ее параметров. Также предприняты меры по подавлению помех в цепи питания. Кроме этого, в каждый модуль установлен дополнительный стабилизатор напряжения.
Операционные усилительные каскады построены с использованием дискретных элементов, в частности — малошумящих полевых и биполярных транзисторов. Это позволило уменьшить емкостную нагрузку на оконечном усилителе напряжения, а также обеспечить полосу мощности, простирающуюся вплоть до 5 МГц, и динамический диапазон в 120 дБ. Следует также отметить, что сигнальный тракт не содержит проходных конденсаторов.
Перед началом критического прослушивания производитель рекомендует как минимум трое суток подержать аппарат включенным и “под сигналом”.
Предварительный усилитель NuForce P 9
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
- Отношение сигнал/шум:
20 Гц-20 кГц: 100 дБ
0-1 МГц: >90 дБ
- Диапазон частот:
+0,02/-0 дБ: 20 Гц-20 кГц
+0,5 дБ/-0 дБ: 0-1 МГц
+0/-3 дБ: 0-2,5 МГц
- Максимальное напряжение на выходе: 7 В
- Коэффициент усиления: 7,2 дБ
- Сдвиг фазы: 0 град
- Входное сопротивление: 10 кОм
- Габариты: 44 x 216 x 406 мм
- Масса (оба блока): 5,9 кг
Моноусилители мощности Reference 9 V2 Special Edition
Начать хотелось бы с уточнения. Ребята из NuForce при каждом удобном случае пытаются убедить окружающих, что их усилители мощности не являются цифровыми. Мне в данном случае не совсем понятна их позиция. Человек, мало-мальски знакомый со звукоусилительной техникой, и сам прекрасно знает, что усилители с широтно-импульсной модуляцией по сути своей есть аналоговые аппараты. Но обратимся же к фактам.
Собственно, корпус аппарата полностью аналогичен таковому в случае предварительного усилителя. Для версии SE, кроме стандартных черного и серебристого вариантов отделки, предлагается еще один, т.н. “розовая медь”. Выглядит он на редкость привлекательно.
Лицевая панель содержит лишь синий светодиодный индикатор, на тыловой же можно обнаружить два входа (RCA на разъеме WBT-0210 Cu и XLR), переключатель их работы и оригинальные клеммы для подключения АС (ETI CablePod). Возможный диапазон напряжения питания простирается от 84 до 264 В, при этом никакого переключения не требуется.
В качестве блока питания усилителя используется готовый модуль SNP-Z30 от компании Skynet. К нему подключен банк электролитических конденсаторов с низким коэффициентом потерь. Сам же усилительный модуль представляет собой плату размером не более двух пачек сигарет и с активным использованием поверхностного монтажа. По результатам внешнего осмотра смело можно утверждать лишь одно: этот модуль явно полностью разработан компанией NuForce, никаким OEM тут и не пахнет.
С учетом наличия в активе компании четырех патентов в области звукоусиления, я бы не рискнул в нескольких словах попытаться объяснить принцип работы их флагманского аппарата. Поэтому перед началом прослушивания лишь выскажу свою субъективную точку зрения касательно того, что удалось увидеть. Одним из очевидных, буквально лежащих на поверхности, преимуществ ШИМ-усилителя является его крайне высокая эффективность и, как следствие,— малые габариты и низкое энергопотребление. В отличие от многих других производителей, разработчики NuForce не постеснялись упаковать свои технологии в компактные и легкие корпуса, предоставив потребителю выносить суждение о качестве их продукции на основании прослушивания, а не внешнего вида.
Прослушивание
В который уже раз пришлось убедиться в существенном влиянии предварительного усилителя и в необходимости его наличия в тракте. По крайней мере, необходимость эта явно осознается в сравнении с тем, что мог бы предоставить регулируемый выход даже у самых лучших проигрывателей. Конечно, нельзя упускать из виду и то, что и предварительная, и оконечные части в рамках комплекта, составленного из элементов от одного изготовителя, должны в теории быть согласованы и гармонизированы между собой. В нашем случае это именно так: моноблоки “чувствуют себя” увереннее и воспроизводят музыку намного убедительнее со своим предусилителем, чем без него.
Звучание комплекта имеет комфортный и потому — благодаря первым впечатлениям — привлекательный характер. Усилители не утрачивают хорошее к себе расположение и на высокой мощности, то есть не пасуют перед запросами отдачи ощутимой энергии. На примере оркестровой музыки, изобилующей крутыми перепадами громкости, не без удовольствия отмечаешь, что самые насыщенные фрагменты захватывают, не вызывая чувства перегруженности. Так же благоприятно воспринимаются и тихие, почти бестелесные, прозрачные места, что хорошо замечается не только у духовых (обычно меньше других инструментов утрачивающих естественность тембров в процессе записи-воспроизведения), но и у смычковых струнных, а также — у рояля с его богатым, многослойным в каждой отдельной ноте звучанием. Однако же динамика как одно из наиболее выразительных музыкальных средств не всегда оказывается воспринятой должным образом: порой хотелось бы почувствовать большую амплитуду в ее крайних значениях, когда речь идет о ярких контрастах между самыми тихими и самыми громкими звуками.
Мягкие, очень реалистичные тембры и ощущение некоей плавности порождают мысли об оставшихся без внимания некоторых тонких деталях, что инстинктивно приводит к желанию сделать уровень громкости повыше. С другой стороны, нельзя не отметить, что здесь этот достаточно точно выверенный баланс слитности и детальности совсем не имеет досадного и часто встречающегося в современной аудиотехнике перекоса в сторону псевдоразрешения за счет акцента на высоких частотах. Та же точно отмеренная доля сдержанности чувствуется и в других звуковысотных регистрах: середина не ослепляет излишней яркостью, а в основном сухие низкие звуки не порождают гула.
Композиции, представленные жанрами, предполагающими четко выделенный ритм, впечатляют подвижностью в низкочастотном диапазоне и сбалансированностью в совместных партиях немногочисленных инструментов. Голоса вокалистов в меру наделены полнотой и индивидуальностью. В целом звучание ровное, комфортное и легко воспринимаемое. Ему немного недостает воздушности, а осознание ровности повествования как в экспрессивных, так и в сугубо ритмичных музыкальных примерах появляется от равномерно-мощного, но не всегда глубокого баса. На ум пришло сравнение из сферы применения осветительных приборов для театра и кино, распределяющих свои функции определенным образом: подобный бас играет роль заполняющего, а не модулирующего, если можно так сказать, света. То есть он присутствует, но не пульсирует, задавая совместно с ударными ритмическую основу явно. Пространство воображаемой музыкальной сцены вполне соответствует ожиданиям, особенно это справедливо в описании ее ширины.
Все проявившиеся индивидуальные особенности звучания, замеченные на пути поиска идеала (впрочем, вообще вряд ли когда-то достижимого), стали быстро утрачивать степень своей актуальности, едва в контрольном тракте для сравнительного анализа появился еще один импульсный усилитель — как будто схожий с точки зрения технической идеологии и потому хорошо подходящий к случаю. В его интерпретации услышанные раньше композиции представлялись более быстрыми за счет легковесного баса. Подчеркнутость шипящих составляющих в общем спектре металла ударных и сибилянтов вокала быстро приводила к утомлению, но ничуть не влияла положительным образом на увеличение детальности. Воспроизводимая музыка, несмотря на нарочитое выделение солирующих инструментов, приводившее порой к тому, что почти полностью заслонялся аккомпанемент, представлялась скованной. Естественно, к этому имеет непосредственное отношение и динамический диапазон, субъективно воспринимаемый как недостаточно широкий. Примененный сейчас импульсный усилитель по своим показателям (и в первую очередь — по стоимости) должен был бы рассматриваться как аппарат классом выше, поэтому он и был выбран как некий эталон. Но случилось иначе: на сформировавшемся сейчас звуковом фоне в контрольном тракте техника NuForce представилась в гораздо более выгодном свете. Предшествующие же проведенному напоследок опыту замечания, описывающие особенности характера звучания тестируемого комплекта, не показались столь существенными, чтобы хоть как-то повлиять на уверенно сформировавшееся доброе мнение о его музыкальных способностях.
Прецедент с NuForce обнадеживает тем, что подкрепляет мнение о перспективности импульсных усилителей. Их изъяны (с завидным постоянством появляющиеся у образцов от разных изготовителей) можно попытаться объяснить тем, что реализовать толком прогрессивные идеи не дает пока недостаток новых знаний в этой сфере, который с течением времени обязательно восполнится. Будущее для усилителей видится именно здесь, протестированный комплект своим примером указывает на появление свежих идей и наличие прогресса в области импульсного усиления в потребительской сфере.
Моноусилитель мощности NuForce Reference 9 V2 SE (65 000 руб.)
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
- Выходная мощность, 8/4/2 Ом:
номинальная: 190/300/300 Вт
пиковая (20 мс): 325/650/1300 Вт
- Диапазон частот, +-0,8 Дб: 100 Гц–20 кГц
нижний порог (-0,5 дБ): 10 Гц
верхний порог (-3 дБ): 60 кГц
- Входное сопротивление: 45 кОм
- Коэффициент усиления: 27 дБ
- Отношение сигнал/шум, 100 Вт: 100 дБ
- Энергопотребление (без сигнала): 15 Вт
- Габариты (без учета ножек): 216 x 356 x 46 мм
- Масса: 3,6 кг
[ Контрольный тракт ]
- CD-транспорт Weiss Jason;
- цифро-аналоговый конвертор Weiss Medea;
- акустические системы ProAc Response D38;
- кабель цифровой Harmonic Tech CyberLink Silver;
- кабели межблочные Ortofon Silver Reference, Nordost SPM Reference;
- кабели акустические Nordost Valkyrja;
- кабели сетевые кабели сетевые ISOL-8 IsoLink3;
- стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.
[ Музыкальный материал ]
- DISC 1 Bach: Keyboard Conciertos Nos. 1, 2 & 4, Murray Perahia (Sony Classical SK 89245)
- DISC 2 Clarence Gatemouth Brown. “Gate Swings” (Verve, 314 537 671-2)
- DISC 3 Kate Bush. “The Whole Story” (EMI Records, 7464142)
- DISC 4 Jimi Hendrix. “Experience Hendrix” (M-C-A, 112-383-2)
- DISC 5 L.Bernstein. Overture to “Candide”. L.A. Philharmonic Orchestra (Deutsche Grammophon, 427 806-2)
[ Вывод ]2-блочный предварительный усилитель и моноусилители мощности
от NuForce произвели очень благоприятное впечатление. Аппараты,
безотносительно к их более чем вразумительной стоимости, продемонстрировали наиболее адекватное (близкое к аналоговому, в лучшем
смысле этого слова) звучание среди всей побывавшей когда-либо у нас
на испытаниях импульсной усилительной техники.
Алексей СКОРПИЛЕВ
Источник: АудиоМагазин 6 2008